понедельник, 14 сентября 2009 г.

Active Directory - что такое хорошо и что такое плохо.

Эникейщик к нам пришел
И сказал нам кроха:
"Active Directory - хорошо,
А развернули плохо."

Мы часто слышим "плохая AD", "грамотная AD", "кривая AD" и много других самых разнообразных эпитетов в адрес того или иного частного случая развертывания данной службы каталогов. Если попытаться спросить, что же означает на деле то или иное определение - то администратор (а зачастую, как бы ни было печально, и инженер) с трудом могут сформулировать, "что такое хорошо и что такое плохо".
Попытаемся прикинуть данные определения хотя бы на верхнем уровне. Итак, что же такое оптимальная структура AD?
Это служба каталогов Microsoft Active Directory, которая:

Спланирована, спроектирована и внедрена согласно проведенным исследованиям сетевой инфраструктуры, системного окружения, аппаратных платформ а также организационно-иерархической структуры организации и принятой в ней политик безопасности а также с учетом рекомендаций производителя и подтвержденных им лучших практик внедрения.


Значит это ровно следующее: спроектирована структура AD, в которой учитывается существующая инфраструктура LAN предприятия, связи всех территориальных подразделений, а также заранее спланированы все изменения, которые в эту инфраструктуру придется внести перед внедрением AD. Как пример - от того, чтобы найти и исключить банальный "перехлест" адресации (если в компании существуют изолированные подсети с одинаковой адресацией - в тех подразделениях, которые планируются к объединению), вплоть до того, чтобы найти какое-нибудь отдаленное подразделение, где IP-адреса хостам выдаются вручную системными администраторами.
На этой стадии - стадии исследований - также необходимо уберечь себя от потенциальной дальнейшей беготни по поставщикам оборудования и ПО; необходимо тщательно продумать и спланировать закупки и спецификации аппаратного и программного обеспечения с учетом роста инфраструктуры и обеспечения ее отказоустойчивости.
Отдельной строкой необходимо подойти к исследованию организационной структуры предприятия, иерархии отделов, структуры подчинения, размещению ИТ-отделов и специалистов в филиалах и так далее - исходя из этого мы будем планировать количество лесов, доменов, а также количество и структуру Organizational Units.

И вот у нас появляются результаты предпроектных исследований, оформленные в красивый отчет. Но этого мало для начала внедрения. Нам необходимо, чтобы проектируемая структура AD соответствовала не только требованиям организации, но и рекомендациям и лучшим практикам от производителя - Microsoft, так как нам необходимо обеспечить еще и отказоустойчивость, масштабируемость и надежность внедренной Системы. Best practicies переписывать особой нужды не вижу - все они доступны в открытых источниках. Пользуясь случаем, хочу еще раз настоятельно порекомендовать к прохождению курсы от Microsoft по планированию, дизайну и проектированию архитектуры Active Directory. Собственно, разобравшись в ней, вы поймете, что все описанное в данном посте - лишь краткие заметки о замечательной, красивой и интересной работе - организации единой службы каталогов предприятия.

На все сказанное можно резонно возразить: "У нас AD развернута стихийно, на коленке - и все работает, все десять филиалов получают доступ к файловым серверам, принтерам, к корпоративному порталу и почте - и у нас все окей, ничего не отказывает, ничего не надо реконфигурировать и изменять, все крутится на одном контроллере домена и ничего не падает".
На это возражение я могу привести ряд ситуаций, над которыми прошу вас подумать:
  • Что вы будете делать, если не дай Бог (тот, в которого Вы верите) - полыхнет контроллер домена? Железо не вечно, а данные каталога имеют намного ценность намного более высокую, чем это железо. Как вы производите резервное копирование AD? Сколько раз и в скольких различных ситуациях вы тестировали аварийное восстановление служб каталогов? На сколько тысяч рублей будет урезана Ваша зарплата, если сотрудники предприятия на один день останутся без доступа к корпоративным ресурсам?
  • Какие Вы предпримете действия, если ваша компания будет приобретена другой компанией, или, дай вам Бог (тот, в которого Вы верите) - ваша компания приобретет пару-тройку предприятий? Выдержит ли ваша структура AD расширение и объединение с другими предприятиями-модулями? Сколько ночей Вам придется провести на работе, "руками" перенося данные о пользователях из другого домена?
  • Разрешения на ресурсы выдаются отдельным пользователям или группам пользователей? Если отдельным пользователям - представьте, сколько времени Вы убьете на выдачу разрешений на какой-нибудь узел корпоративного портала, когда ваша компания вырастет раза хотя бы в два.
  • И многое, многое, многое другое. Надеюсь, что у меня получилось разбудить Вашу фантазию! Проблемы с вводом новых сервисов, трудноотлавливаемые проблемы в работе бизнес-приложений, неработающие схемы аутентификации (привет, Kerberos!), головная боль с паролями пользователей и назначением им прав, разруливание ситуаций со сложным трастами между десятками доменов и вообще проблемы со ВСЕЙ ИТ-инфраструктурой... В общем, мрак и ужас.
Желаю Вам удачной работы и беспроблемного функционирования Вашей ИТ-инфраструктуры. Полюбите планировать изменения и нововведения - и ИТ-инфраструктура полюбит Вас и поможет успешно заниматься производственными задачами.
Хорошей погоды всем!

Комментариев нет: